Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней средыМатериалы / Биологические основы развития ребенка и влияние на него факторов внешней средыСтраница 4
Внешней средой для ребенка являются прежде всего те условия, которые создадут его родители и окружающие его люди, различные климатические, геофизические и другие факторы. Воздействие среды может существенно изменить характер наследственной информации. Она может реализоваться полностью или частично, от чего будет зависеть выраженность признака. Например, генетически обусловлено, что средняя масса ребенка при рождении составляет 3300-3700 грамм, а рост - 49-52 см. Но если во время беременности мать плохо питается или же из крови матери в кровь ребенка поступает недостаточно питательных веществ либо что-то мешает их усвоению, то ребенок может родиться с массой 2000- 2500 г и ростом 43- 45 см. Такой новорожденный будет незрелым и по некоторым другим признакам. Чтобы способствовать наиболее полной реализации его наследственной информации, родителям и врачам приходится принимать ряд мер, усиливающий рост ребенка. Весь комплекс признаков, сформировавшийся во время взаимодействия наследственных свойств организма - генотипа и внешнесредовых факторов, называется фенотипом. Сумма фенотипических признаков составляет основу конституциональных особенностей ребенка. То, что на характер наследственных признаков можно влиять факторами внешнесредового воздействия, имеет очень важное значение. Это позволяет родителям, медицинским работникам, педагогам и другим специалистам целенаправленно влиять на развивающийся организм ребенка, формировать у него положительные личностные качества, воспитывать физически и духовно гармонично развитого человека. Биологическое и социальное в формировании растущего организма. На любом этапе своего развития человек является природным существом, а по- тому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка.
В настоящее время всем хорошо известен феномен акселерации, то есть рождение детей с большей массой тела, ростом и последующим ускоренным развитием их в течение всего периода детства. Это явление отмечалось в СССР до “ перестройки” и во многих других развитых странах. Ученые считают, что в основе этого феномена лежало прежде всего улучшение социальных условий существования человека, возросшая забота о матери и о ее ребенке, употребление в пищу полноценных белков, витаминов и других биологических стимуляторов. Генетический материал, характерный для человека как биологического вида, остался прежним, но меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста и развития работать в ином ритме. Особенно активно можно воздействовать на растущий организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональ- ное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие про- цедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррек- ции многих дефектов генетического характера. В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенст- вовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и централь- ная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закре плялись в генетическом материале и передовались по наследству. Однако психи ческое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе вос- питания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Ес- ли человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда де- ти раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусстве нной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишьв окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам. Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспита- ния. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, cочувствие к другим людям. Во вто- ром полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.
Смотрите также
Болезни пародонта, диагностика, диагноз
В настоящее время выделяют две основные группы заболеваний пародонта:
воспалительные заболевания пародонта – гингивит, пародонтит ;
дистрофические заболевания – пародонтоз.
Воспалительн ...
Ботулизм: этиология, эпидемиология и патогенез
Ботулизм встречается во всех частях земного шара. Однако он чаще регистрируется в странах, где население употребляет большое количество различных консервированных продуктов. В Западной Европе, в особе ...
Болезни, передаваемые половым путём. Социально-медицинский аспект
Болезни, передаваемые половым путём (БППП) (называемые также венерические заболевания, или ВЗ) перестали вызывать страх. Во всяком случае, у большинства. Успехи медицины создают иллюзию, что можно обо ...
Разделы сайта
Дополнительные материалы
Ароматерапия ...
Ароматерапия, являющаяся неотъемлемой частью медицины и фармации …
БАД сегодня …
Какая взаимосвязь между здоровьем человека и особенностями его питания …
Биотехнология …
Биотехнология как новое направление в фармацевтической технологии …