Биологические основы развития ребенкаМатериалы / Биологические основы развития ребенкаСтраница 3
Внешней средой для ребенка являются прежде всего те условия, которые создадут его родители и окружающие его люди, различные климатические, геофи зические и другие факторы. Воздействие среды может существенно изменить ха- рактер наследственной информации. Она может реализоваться полностью или частично, от чего будет зависеть выраженность признака. Например, генетичес- ки обусловлено, что средняя масса ребенка при рождении составляет 3300-3700 грамм, а рост - 49-52 см. Но если во время беременности мать плохо питается или же из крови матери в кровь ребенка поступает недостаточно питательных веществ либо что-то мешает их усвоению, то ребенок может родиться с массой 2000- 2500 г и ростом 43- 45 см. Такой новорожденный будет незрелым и по не- которым другим признакам. Чтобы способствовать наиболее полной реализации его наследственной информации, родителям и врачам приходится принимать ряд мер, усиливающий рост ребенка. Весь комплекс признаков, сформировавшийся во время взаимодействия наследственных свойств организма - генотипа и внешнесредовых факторов, назы вается фенотипом. Сумма фенотипических признаков составляет основу консти- туциональных особенностей ребенка. То, что на характер наследственных приз- наков можно влиять факторами внешнесредового воздействия, имеет очень важ ное значение. Это позволяет родителям, медицинским работникам, педагогам и другим специалистам целенаправленно влиять на развивающийся организм ре- бенка, формировать у него положительные личностные качества, воспитывать физически идуховно гармонично развитого человека. Биологическое и социальное в формировании растущегоорганизма. На любом этапе своего развития человек является природным существом, а по- тому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными усло- виями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказыва- ет наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка.
В настоящее время всем хорошо известен феномен акселерации, то есть рождение детей с большей массой тела, ростом и последующим ускоренным развитием их в течение всего периода детства. Это явление отмечалось в СССР до “ перестройки” и во многих других развитых странах. Ученые считают, что в основе этого феномена лежало прежде всего улучшение социальных условий существования человека, возросшая забота о матери и о ее ребенке, употребление в пищу полноценных белков, витаминов и других биологических стимуляторов. Генетический материал, характерный для человека как биологического вида, остался прежним, но меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста и развития работать в ином ритме. Особенно активно можно воздействовать на растущий организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональ- ное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие про- цедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррек- ции многих дефектов генетического характера. В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенст- вовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и централь- ная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закре плялись в генетическом материале и передовались по наследству. Однако психи ческое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе вос- питания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Ес- ли человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда де- ти раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусстве нной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишьв окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам. Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспита- ния. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, cочувствие к другим людям. Во вто- ром полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.
Смотрите также
Источник инфекции, пути передачи
Брюшным тифом болеет
только человек. Источником инфекции является больной человек
и бактерионосители.
Бактерии выделяются с калом, мочой,
реже слюной. У кормящих матерей могут выделяться с молок ...
Бронхиальная астма и ее профилактика
Самая древняя эпоха развития жизни - докембрийская - длилась невероятно долго свыше 3 млрд. лет. Пищей первым организмам служил "первичный бульон" окружающего океана или их менее удачливые с ...
Результаты исследований и их обсуждение
Для
определения изменения активности церулоплазмина в течение периода лечения,
кровь бралась 4 раза:
А
- до операции;
Б
- через 1-2 часа после операции;
В
- через 3-4 дня после операции; ...
Разделы сайта
Дополнительные материалы
Ароматерапия ...
Ароматерапия, являющаяся неотъемлемой частью медицины и фармации …
БАД сегодня …
Какая взаимосвязь между здоровьем человека и особенностями его питания …
Биотехнология …
Биотехнология как новое направление в фармацевтической технологии …